Картинг вчера и сегодня.

Картинг -  это автогонки в миниатюре. Картинг - это маленькие гоночные  автомобили - карты и замкнутая трасса, расположенная на площадке не многим более поля стадиона, изобилующая множеством крутых поворотов. Все происходящее на трассе видно, как на ладони. В картинге можно наблюдать не только все нюансы борьбы от старта до финиша на каждом метре трассы, но и стиль езды, и темперамент каждого спортсмена.
Сейчас существует несколько мнений о том, когда и каким образом родился картинг, тем более что этот вид спорта в младенческом возрасте имел разные названия. Рассказывают, например, что после второй мировой войны на одной из американских военных баз летчики в свободное от полета время соревновались в езде на тележках, снабженных небольшими моторчиками. Были ли это первые шаги картинга или просто развлечения ничего общего не имевшее со спортом, остается загадкой. Во всяком случае, сами американцы считают, что картинг начинался иначе.
Сначала 30-х годов теперь уже прошлого столетия в США ежегодно проводились очень популярные соревнования среди мальчиков 9-15 лет на своеобразных тележках, движущихся по наклонным трассам, которые условно можно назвать безмоторными микроавтомобилями. Такие соревнования называются там “гонками мыльных ящиков”.
В ноябре 1955 года в американском журнале Popular mechanics появилась заметка “Дорогу микромиджетам”, в которой сообщалось, что в начале 50-х годов в Фениксе у одного мальчишки возникла идея оснастить свой “мыльный ящик” бензиновым мотором от стиральной машины мощностью 0,75 л.с. С этого момента и зародился первый клуб самых маленьких автомобилей.
В сентябре 1956 года на карте, построенном руками взрослого механика Арта Ингелса, впервые проехал взрослый автогонщик Даффи Ливингстон. Он продемонстрировал карт публике, собравшейся посмотреть автогонки в Помоне. Микроавтомобиль подкупал своей простотой (а значит и низкой ценой), управлять им было совсем несложно. Все это привело к возникновению спроса на такие машины, а значит и к возникновению фирм - производителей картов. первую такую фирму и создал Ливенгстон, назвав ее “Го-карт Компани”,  а производимые им простейшие гоночные автомобили получили название го-карты  (самоходные тележки), а чуть позже - просто карты.
В Европе картинг появился в сентябре 1958 года, когда в Англию привезли из Америки пять картов. После первых показательных выступлений гоночных малюток ряд европейских фирм, прежде всего в Англии, Франции и Италии, активно взялись за выпуск всех атрибутов картинга. В то время стали строится специальные трассы. В дальнейшем были разработаны первые технические требования и первые правила соревнований, основанные на правилах автомобильных трековых гонок. Уже тогда применялся метод определения стартовых мест с помощью контрольных заездов. В феврале 1960 года в Англии начал с успехом издаваться периодический журнал “Картинг”, который существует и поныне.
В российский  автоспорт картинг пришел со страниц зарубежных иллюстрированных автомобильных журналов летом 1960 года. Эти журналы привез из Франции и захватил с собой на чемпионат страны по шоссейно-кольцевым автогонкам Виктор Маржецкий, бывший в то время ответственным секретарем Федерации автоспорта СССР.
В январе 1961 года на стадионе им. В.И.Ленина в Москве проводились мотогонки на льду. В этот день после соревнований на ледяной дорожке стадиона зрители увидели две маленькие четырехколесные машины без кузова. На колесах этих машин были шипы, такие, как и на колесах спортивных мотоциклов. Это были наши первые карты. Один из них под управлением Юрия Мелихова проехал почти целый круг, другой дебютировал менее удачно. Создание первых  картов спортсменами Центрального автомотоклуба ДОСААФ  было делом новым и поэтому очень трудным. Готовых технических решений не было, их приходилось искать в основном тогда, когда машина проверялась на практике, и при этом учиться на собственных ошибках и неудачах. 
Первый детский карт в нашей стране был построен в 1960 году в курском городском Дворце пионеров под руководством Льва Кононова
 Лев Сергеевич Кононов родился 19 ноября 1927 года в г. Тамбове.
В 1934 году Кононовы переехали на постоянное место жительства в г. Курск и поселились в двухкомнатной квартире на улице Софьи Перовской.
Осенью 1934 г. Лева пошел учиться в 1 класс школы №11. Учеба давалась мальчику легко, он хорошо успевал по всем предметам, как и все ребята того времени, вступил в пионеры, с удовольствием участвовал во многих мероприятиях, проводимых его мамой – пионерских кострах и туристических походах, изучении памятников истории и культуры. Среди сверстников Лева пользовался авторитетом и умел найти с ними общий язык.
В школьные годы у Левы появляется интерес к технике. Он с удовольствием экспериментировал и помогал ремонтировать замки, примусы, детекторные приемники.
В 30-е годы, когда тысячи мальчишек нашей страны жили мечтой о небе, увлекался авиацией и Лева Кононов. Он пришел заниматься в авиамодельный кружок.
И еще одно увлечение появилось у курских мальчишек перед самой войной. Лева с друзьями конструировал деревянные самокаты на тракторных подшипниках. Обкатку самодельных транспортных средств ребята проводили на асфальте Красной площади – у парка им.1 Мая.
Началась Великая Отечественная война. Лева с мамой и младшим братом вынуждены были эвакуироваться в Тамбов к дедушке. В Тамбове 14-летний Лева Кононов поступил в ремесленное училище, где в совершенстве освоил слесарное дело. Получив специальность медника, был направлен работать на завод «Комсомолец», в цех, который изготавливал снаряды для фронта.
В 1943 году Кононов прошел профессиональную подготовку на водительских курсах, по окончании которых получил квалификацию шофера 3 класса и права на управление грузовым автомобилем.
Весной 1944 года семья вернулась из эвакуации в Курск. Лев Кононов устроился работать водителем грузового автомобиля на одну из автобаз города. Преодолевая сотни километров в день за рулем, он успевал осваивать новую технику, самостоятельно овладел специальностями токаря, слесаря, фрезеровщика, сварщика. 
В первые послевоенные годы Лева усердно занялся мотоспортом. Он был одним из активных сторонников его распространения в Курске. Абсолютный чемпион Курской области, неоднократный призер республиканских соревнований по мотокроссу и скоростным гонкам, 7-8 место на Всесоюзных соревнованиях – все это результаты, свидетельствующие о мастерстве и таланте начинающего спортсмена.
Постоянное стремление усовершенствовать и отремонтировать руками спортивные машины указывает на присутствие у него конструкторской жилки и инженерного мышления. И не случайно сарай во дворе дома, где проживала семья Кононовых, превратился в первую экспериментальную мастерскую по ремонту и совершенствованию мототехники.
В 1946 году Лева Кононов начинает задумываться о повышении своего образовательного уровня и спустя год поступает в Курский железнодорожный техникум.
Напряженный труд по самообразованию и сдаче экзаменов экстерном за курс средней школы привели к желаемому результату. В 1949 году аттестат о среднем образовании был получен.
Во время учебы в техникуме Кононов вспомнил о своей детской мечте научиться летать, и решил освоить летную специальность через систему обучения в Курском аэроклубе. Летчиком он не стал, но с парашютом с самолета прыгал и даже совершил самостоятельный полет на учебном самолете под руководством инструктора.
В 1949 году Лев Кононов становится студентом Харьковсого автомобильно-дорожного института. Здесь он увлекся новым для него видом спорта – автомобильным. Он своими руками создает гоночный автомобиль – один из первых спортивных автомобилей.
В 1953 году он показывает лучший результат в Первенстве СССР.
В 1955 году закончилась учеба в ХАДИ. Все дисциплины, касающиеся конструкции автомобиля, деталей машин, технологии металлообработки, электрооборудования, теории и расчета двигателя, были сданы на отлично. После успешной защиты дипломного проекта Государственная экзаменационная комиссия присвоила Л.С.Кононову квалификацию инженера автомобильного транспорта.
Кононов возвращается в Курск, на ту автобазу, где когда-то начинал работать водителем. Его назначили начальником гаража. Параллельно занимался тренерской работой в Курском автоклубе. Команда автомобилистов области под его руководством не раз становилась призером Первенства ДСО «Труд».
В 1958 году Лев Сергеевич пришел в Курский Дворец пионеров и стал руководителем кружка юных техников по автоделу. Инженер Кононов, не имеющий специального педагогического образования, оказался учителем от бога. Для мальчишек он стал непререкаемым авторитетом. За золотые руки, строгость и требовательность, человечность и преданность своему делу, воспитанники прониклись к тренеру большим уважением.
В 1959 году во Дворце был создан пионерский завод микролитражных автомобилей (ПЗМА). В короткие сроки по чертежам Льва Сергеевича были сконструированы автомобиль «Курск», удостоенный бронзовой медали ВДНХ СССР, двухместный автомобиль «Спутник».
В 1961 году в Курском Дворце пионеров по чертежам Л.С.Кононова был изготовлен первый в России спортивный автомобиль карт, который отмечен «Похвальным отзывом» Министерства просвещения РСФСР.
Успех был огромен. В Курск на имя Кононова приходят со всей страны письма с просьбой оказать помощь в строительстве картов. В 1962 году выходит методическое пособие «Автомобиль карт», чертежи карта Кононова печатаются в журналах «Юный техник», «Моделист конструктор», «За рулем».
В 1963 году в Курске состоялись первые Всесоюзные соревнования картингистов. Первыми чемпионами стали курские школьники – Владимир Лыткин, Вячеслав Кузнецов.
В 1964 году команда Курского Дворца пионеров впервые заняла первое место во Всероссийских соревнованиях школьников.
В 1967 году в Курске – сборы для сборной команды РСФСР по картингу, в этом же году Лев Сергеевич назначен тренером сборной команды СССР по картингу, руководит спортивной делегацией на первом этапе Кубка Дружбы социалистических стран в ПНР.
25 июня 1967 года на соревнованиях Первенства РСФСР по картингу, проходивший на Курской привокзальной площади, главный судья соревнований Л.С.Кононов был сбит гонщиком. 2 июля он умер.
Лев Сергеевич Кононов приложил много сил при жизни, чтобы в Курске, на родине российского юношеского картинга, был построен картодром. Это было сделано в 1970 году.
Педагогическая деятельность Льва Сергеевича Кононова была отмечена правительственной наградой – медалью «За трудовую доблесть», кроме того, он неоднократно награждался грамотами и памятными знаками ЦК ДОСААФ и ЦК ВЛКСМ. Льва Сергеевича по праву считают основателем картинга в России.
Сейчас в Курском дворце пионеров и школьников, усилиями энтузиастки И.А.Загурьяни, которая, воплощая идеи и мечты Льва Кононова, приложила немало усилий для строительства курского картодрома, создан  музей картинга.
В 1962 году в Латвии, в Риге состоялись первые Всесоюзные соревнования по картингу. В них приняло участие 80 спортсменов из 8 городов. Победили куряне, которые  к  тому же получили приз за лучшую конструкцию карта в классе 50см3.
Летом 1963 года в Курске состоялся первый Чемпионат юных картингистов. Соревнования состояли из двух этапов - кольцевой гонки и гонки на стадионе (двоеборье). Картингисты из ЭЛМА на первом этапе стали победителями во всех трех классах  - 50, 125, 175см3. Это были Владимир Лыткин, Николай Гончаров и Вячеслав Кузнецов. На втором этапе вновь победил Владимир Лыткин в классе 50см3 и Вячеслав Кузнецов в классе 175 см3. Лев Сергеевич Кононов работал на этой гонке заместителем главного судьи соревнований.
К 1963 году картинг окончательно становится на ноги в Москве, Курске, Харькове, Одессе, в Латвии и Эстонии. Первый Чемпионат по картингу состоялся в Москве  в 1963 году. А с третьего Чемпионата СССР систему двоеборья отменили, и гонки стали проводить только по кольцевой трассе, так как гонки по велотреку оказались небезопасными. 
Курские спортсмены первыми стали заниматься и зимним картингом, который начал развиваться в декабре 1963 года в Курске. Позже на Всесоюзных соревнованиях по зимнему картингу, который проводился на ледовой дорожке Ленинградского мототрека, в личном зачете выступали и воспитанники Льва Кононова - Владимир Лыткин и Евгений Чертов. Первое место занял Евгений Чертов, победивший во всех пяти заездах, второе Владимир Лыткин.
До 1968 года основной состав сборной СССР по картингу (5 человек из 6) состоял из курян: Владимир Лыткин, Николай Гончаров, Владимир Трубников, Олег Шаев, Виталий Маленкин. В последующие годы сборную СССР пополнили: Михаил Тодоров, Вячеслав Чуваев (с 1969 по 1975гг), Юрий Шеховцов (с 1975 по 1976гг), Владимир Иванченко (с 1974 по 1977гг), позже Григорий Комаров, который в настоящее время является Заслуженным мастером спорта России и семикратным чемпионом России и СССР.
Курский картинг воспитал таких мастеров спорта как Игорь Комаров, Владимир Мамагейшвили, Сергей Петрикеев,. Отличных результатов достигли Олег Безус, Сергей Вострухин, Евгений Горошко, Олег Иванов, Виталий Хитров, Александр Котов и многие другие.
Картинг дал нам много имен признанных мастеров этого вида спорта. Тысячи   российских спортсменов прошли через картинг и остались его поклонниками на всю жизнь. Многие из них, получив отличную гоночную подготовку в картинге, добились затем успехов и в других видах автомобильного спорта.   
Желанием удержать стремительно теряющий позиции курский картинг, дать возможность подросткам и молодежи реализовать себя в техническом творчестве и спорте, на деле способствовать нравственно здоровому, физически крепкому взрослению наших детей, помочь избежать преступной среды, составить цвет нашего отечества и прославить курский край была создана в 1998 году Детско – юношеская спортивная школа «Картинг».

 

МОО Картинг Черноземья